Если вы решили автоматизировать магазин розничной торговли, то для оптимизации затрат сначала необходимо определится, что будет автоматизироваться и в каком объеме. Рассмотрим основные объекты и степень автоматизации розничной торговли.
В автоматизации розницы можно выделить 3 основных участка:
Автоматизация розничного магазина направлена на повышение объемов продаж, за счет качества и скорости обслуживания покупателей, эффективного учета товаров и анализа спроса, разделения учета продаж по менеджерам и создание дополнительных механизмов повышения заинтересованности покупателей (дисконтные карты, подарочные сертификаты, гибкая система скидок, комплекты, подарки…).
Для того чтобы реализовать подобные задачи необходимо на рабочее место кассира установить аппаратное и программное обеспечение, как правило это обычный компьютер на него устанавливается программа для учета розничных продаж (например 1С:Розница) и далее подключается фискальный регистратор (ККМ, кассовый аппарат, ЧПМ).
После этого в программу вводится ассортимент товаров, и назначаются цены - это минимальный набор действий для учета продаж в программе.
Если в магазине один компьютер, и он же является рабочим местом, то схематично это можно отобразить так.
Если в магазине несколько касс, или есть отдельный компьютер в подсобном помещении, то все они подключаются к единой базе данных.
Для того чтобы ускорить процедуру оформления продажи, уменьшить ошибки кассиров при подборе товара и увеличить скорость обслуживания покупателей, нам понадобится организовать учет товаров по штрих кодам. Для этого установим сканер штрих кодов, а в программе учета присвоим каждому товару свой штрих код (формирование внутренних штрих кодов товара в программе автоматизировано).
Если товар к нам поступает с уже нанесенным штрих кодом и этот штрих код сформирован по международному стандарту, то можно использовать его, а не присваивать собственные штрих коды. Это позволит сэкономить на расходных материалах и времени на оклейку товара.
Кроме продаж в программе удобно видеть остатки товаров в магазине, для этого необходимо формировать документы по приходу товара в магазин, перемещениям, инвентаризации и прочим движениям. Для этого назначим ответственного и установим для него соответствующие права в программе.
Организуем обмен данными между базой офиса и магазином. Это позволит непосредственно из офиса видеть продажи, движения товаров и денежных средств, а также управлять правами и настройками базы магазина.
Также в магазине можно добавить:
· Систему подсчета посетителей,
· Терминал сбора данных - для проведения инвентаризации,
· Банковский терминал - для приема безналичных оплат,
· Считыватель магнитных карт (картридер) - для системы дисконтных скидок
· Табло покупателя – для отображения стоимости покупок
В организации розничной торговли, как правило, кроме системы учета продаж присутствуют и другие системы учета, такие как Бухгалтерский, Управленческий, Складской учет. И конечно данные о продажах должны отражаться в этих системах.
На базе системы программ 1С можно организовать автоматический обмен данными между базами по различным схемам.
Пример схемы взаимодействия баз данных с использованием центральной розницы.
Эта схема является основной, она позволяет:
· видеть текущее состояние торговли в магазинах,
· создавать и корректировать документооборот и справочники магазинов непосредственно из офиса,
· выполнять обмен данными с периодичностью в 10 минут,
· продавцам каждого магазина видеть остатки в других магазинах,
· выполнять настройку 1С конфигурации централизовано для всех магазинов,
· управлять настройкой прав пользователей,
· при необходимости восстановить базу любого магазина из центральной базы.
· Выполнить запуск очередного магазина в кратчайший срок, от 1 го дня.
В автоматизации офиса розничной торговли можно выделить следующие этапы: